Перинатальное поражение центральной нервной системы
Уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки – все, кто ждал появления своего долгожданного малыша.
Случается, что это «чудо» слишком много плачет, что все вынуждены ночами по очереди укачивать его. Бытует в этот период много разных мнений, начиная с того, что малыш «перепутал» день и ночь, и заканчивая пресловутой «щетинкой».
Вот здесь-то и хочется дать первый и очень важный совет: загляните в медицинскую карту своего ребенка. Внимательно прочитайте и обратите внимание на запись врача-невролога: «Перинатальное Поражение Центральной Нервной Системы (ППЦНС)», «церебральная ишемия» и т.д.
Что же это такое? Этот диагноз объединяет большую группу различных по причине и происхождению поражений головного и спинного мозга, возникающих во время беременности, родов и в первые дни жизни малыша.
В силу особой ранимости нервной системы в период закладки и формирования плода в утробе матери, причинами возникновения этого расстройства могут быть не только травмы, воспалительные заболевания, но и эндокринные факторы, нарушение питания, гиповитаминоз, аллергия, анемия матери, курение, прием алкоголя, стрессовые ситуации, неблагоприятная экологическая обстановка.
Что же должно насторожить взрослых?
- Запоздание сроков развития (как физического, так и речевого).
- Ребенок вяло сосет грудь, что говорит о слабости артикуляционной моторики.
- Отсутвие гуления и лепетной речи у ребенка до 6 месяцев.
- Ребенку 1 год или год с небольшим, но слов нет, или же 4-5 слов-звукоподражаний, причем звуки смазанные, непонятные.
Норма: В полтора года у ребенка в запасе должно быть уже около 20 слов и звукоподражаний. Звуки, которыми ребенок наполняет слова, такие: а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, х.
В 1 год 8 месяцев ребенок объединяет в одном предложении два таких слова – аморфных корня (Дай пить. Мама, ди (иди)). Таких слов более 80.
К двум годам в норме фраза вырастает до 3-4 слов. Словарь доходит до 300 слов.
Какие ошибки чаще всего встречаются у детей, имеющих в анамнезе ППЦНС?
- Ребенок общается жестами.
- В речи отсутствуют гласные звуки: Э, И, а также согласные: П, Б, В, Ф (вагон – «агон»)
- Ребенок говорит слогами.
- В речи ребенка отсутствуют предложения.
- Невнятная речь.
Что же делать в таких случаях? Устранить причину. Самая лучшая помощь – ранняя, не с 5 лет, как сложилась практика, а по мере выявления, с 2 – 3 лет. 12-летняя практика работы специалистов Логопедического Центра «ФОН» доказала эффективность ранней помощи детям с отсутствием и недоразвитием речи.